Previous Entry Share Next Entry
Велопоход "Куюм"
dam_nsk

Велопоход выходного дня на Алтае «К верховьям Куюма».
(б/оКатунь – р. Куюм – Нижний Куюм – Верхний Куюм – р. Караташ – пер. Караташ(1200м.) – Ингурек – р. Элекмонар – с. Элекмонар)


Данный маршрут замечательно укладывался в 2 дня обычных выходных и предполагал не более 80 км. на велосипеде. Тащить кучу народу не хотелось, и я стал набирать команду из 6-8 человек. На мое предложение откликнулись давние, проверенные совместными походами, друзья: Шурка (Шурка), Ольга (Olchiik), Ольга (Котена), Серега (chechaco), и конечно же моя Светка (Ю-pina). Датой поездки выбрали последние выходные мая. Оставалось решить вопрос с доставкой.
Как выяснилось, в результате обзвона тур-фирм осуществляющих доставку на Алтай, туристический сезон еще не начался, и первая доставка будет не раньше 4 июня, да и выезд из Новосибирска почти у всех в четверг, что нас крайне не устраивало. Уже не надеясь ни на что, я позвонил в ТурАкадемию, где мне сообщили радостную новость, что первая доставка будет 29 мая в пятницу вечером. Это был как раз наш вариант.
Все решено. Продукты закуплены в Гиганте. Надо было ехать.
Так как желающих ехать на Алтай кроме нашей группы не было, тур-фирма подогнала нам маленький «микрик» с прицепом, что было очень кстати.

Ночная дорога до Сросток была бессонной от волнения предстоящего мероприятия и неудобств не раскладывающихся сидений. Пожалуй, только я мог более или менее удобно спать, вытянувшись на полу, в ногах у девушек.
После остановки к нам подсел директор турфирмы, и мы были вынуждены решать вопрос с размещением внутри салона. Как выяснилось, все сидения раскладываются в большую кровать и лежачем положение нам даже удалось немного поспать.

Примерно в 7.30 мы вылезли на б/о Катунь, собрали велосипеды и счастливые двинулись в путь.

Первые 5 км. по плану был асфальт Чемальского тракта, сознательно введенный в маршрут для раскатки после ночи.

А по дороге открывались потрясающие виды на реку Катунь.
После поворота на Куюм, асфальт сразу сменился на хорошую грунтовку, по которой спокойно проедет любой автомобиль.
Проехав нескольких километров, свернули к реке где устроили обеденный привал, в тени ивы и под шум бурного Куюма.
После обеда дорога радовала отличными видами на альпийские луга и цветущие повсеместно яблони и черемуха.

Мы не торопясь, крутили педали, то и время останавливались в тени деревьев, чтобы передохнуть.

Село Нижний Куюм не представляло из себя ни чего особенного. Однако за ним дорога резко ухудшилась, превратившись из хорошей гравийки в обычную полевую двухколейку.


Чуть дальше от поселка, в лесной части, дорогу стали преграждать большие лужи с вонючей грязью. Но наши девчонки не взирая ни на что, резво проскакивали их и радовались этому факту как дети. Даже пару раз умудрились упасть посреди лужи.

Возле одной из непролазных грязевых луж мы остановились, чтобы устроить перекус. Только мы присели на бревно как из-за кустов, по дороге, к нам подъехал автомобиль УАЗ, конструкции «батон». Из него вылезли двое мужчин, и женщина с очень шустрой собакой породы «Хаска». Один мужчина ушел что-то фотографировать, а другой рассказал нам о том, что раньше здесь было 4 села, самое большое было примерно тысяча дворов, и жили эти люди возле скал. Он нам также поведал, где находится целебный родник возле скал, уникальный по своему составу, с одновременным содержанием ионов золота и серебра. Что люди, которые пили воду из этого родника, жили до ста лет.

Нам очень захотелось найти этот родник и проверить на себе его чудодейственные свойства. Мы поехали дальше.

Через несколько километров мы увидели как раз те скалы, о которых говорил наш случайный попутчик.

Свисающие каменные глыбы впечатляли своим размером.


Сразу за скалами был последний наш мост, справа от которого был тот самый уникальный источник. Набрав из него воды, мы снова поехали дальше. Не проехав и километра, дорога привела нас к первому нашему броду, который здорово освежил нас горной ледяной водой р. Куюм.

Прибавив ходу по открывшейся перед нами поляне, я быстро пролетел ее, а когда остановился подождать отставших товарищей, был просто поражен открывшимся за спиной видом на г. Альбаган, вершина которой венчалась снежниками.

За поляной нас постигла первая неудача. У Сашки сломался «петух». Время уже было обеденное, и мы покатили велики искать место для обеденной стоянки и ремонта. Отвергнув пару симпатичных мест возле реки, мы уже от безысходности встали на пригорке возле небольшой речки. Небо стало угрожать нам черной грозовой тучей, и чтобы не намокнуть, мы спешно поставили палатку, а Серега стал настраивать горелку для приготовления обеда.

Дождь только попугал нас, уронив несколько капель на тент палатки. От плотного обеда и дневного зноя я задремал в палатке. Сон продлился не долго, в палатке стало душно, да и наши бодрые друзья стали расталкивать нас. Все быстро оживились, после того как Малек прибежала от ручья с возгласами: «Смотрите, я там золото нашла». На пальце у нее была крупинка золотого цвета. Все пошли к ручью и стали перебирать песок в ледяной воде. Наша радость закончилась после вывода, что для золота эти крупинки слишком хрупкие, и скорее всего это просто слюда. Зато мы увидели там двух рыб, предположительно «хариус». Сашка тем временем попытался сделать «синглспид», который совсем не ехал, и дальше дорога стала пешей. Только Серега все давил в педали, придерживаясь мнения, что поход ведь у нас вело.
Не спешно шагая, мы добрались до села Верх Куюм, вернее до того, что от него осталось. На большой поляне были видны только заборы, какие-то столбы, бревна от домов и пр. признаки прежней жизни людей.
От середины села наверх уходила дорога на перевал Кутучум, который был одним из вариантов нашего пути. Автомобильная колея поросла травой, и мы решили не рисковать с выбором данного пути. К тому же там могли быть проблемы с водой.
В конце села сохранился один единственный дом, с крышей и стенами, но без окон и дверей.

Дальше дорога была с явным набором высоты, и мы пешком пошли до заветного сгоревшего дерева, от которого нам нужно было повернуть наверх, на наш перевал. По моим подсчетам поворот должен был быть совсем рядом. И при виде каждого сухого дерева все обнадежено смотрели на меня, но все это было не то. Наконец-то оно. Нужное нам дерево. Радостно думалось в голове о том, что нам оставалось каких-то 5 километров подъема.

Устроили привал перед последним рывком. Из-за поворота, откуда мы пришли, появился джип. В машине ехали три мужчины и девушка с ребенком. Не останавливаясь, водитель поприветствовал нас, и машина ушла на перевал. Всю последующую дорогу мы не раз вспоминали, как хорошо тем людям, которые с комфортом едут по нашему маршруту.
Подъем на перевал начинался с брода через небольшую речку. Вдоль которой и вела наша дорога. Местами можно было даже ехать, но мы из солидарности к Шурке шли вместе пешком. Серега упедалил далеко вперед. Девчонки тоже оторвались за счет попыток ехать. Дорога вела по лесу, но я постоянно анонсировал скорое начало поляны, которая выведет нас наверх. На каждой остановке обнаруживали на себе клещей. Иногда даже по 2-3 штуки за раз. После примерно часового подъема по лесу, дорога наконец-то вывела нас на долгожданную поляну, и наша цель стала очевидна.
Нам предстоял последний рывок, но не него совсем не было сил. Мы останавливались каждые 10 метров, для того чтобы перевести дух. Велосипед превратился в невыносимую ношу, которую нельзя бросить. Даже велокомпьютер отказывался показывать нашу мизерную скорость.

Это подъем дался нам очень не просто, но мы были по-настоящему вознаграждены потрясающим видом, который открывался перед нами с перевала.

Снежными вершинами напротив был перевал Баготаш и г. Белок озерный. Смыкались снежники в котловане Каракольских озер. По сравнению с прошлыми годами снега было на удивление много.
Лагерь, как и планировалось, решено было ставить прямо на перевале и подоплекой этому было желание проснуться утром, выглянуть из палатки, и, поразившись утреннем видом произнести: «Ебаааать, как красиво!!!».
Пока ставили палатки, небо стало пугать нас своими свинцовыми тучами. Похоже, собирался дождь. С первыми каплями с неба мы снова были вознаграждены потрясающей красоты цветного коромысла от края до края неба.

Дождь так и не начался. Нужно было готовить ужин, но сначала нужно было решить главную проблему, которая беспокоила меня с самого начала планирования похода – наличие воды на перевале. Мы с Серегой взяли все емкости, которые у нас были, и пошли искать воду. По карте, с вершины перевала брала начало река Караташ. Со второй попытки, в логу, мы нашли маленький ручеек. Набирать воду из него было крайне не удобно. Илистое основание не давало аккуратно зачерпнуть хоть что-либо. Пришлось строить цело гидротехническое сооружение из мини водопада и прудика.
На ужин у нас по плану был рыбный суп. И пока девчонки его готовили, я принялся строить защитный экран из ковриков, который служил нам преградой для ветра, поднявшегося на вершине перевала в преддверии дождя. К нашему ужину ветер почти стих. Мы все сидели у костра и уплетали приготовленную еду. Потом выпили по 100 гр. для согрева и принялись рассказывать легенды Алтая, то и дело время от времени подливали в костер наши напитки, с просьбой к духам о хорошей погоде.
Потупив у костра, мы стали разбредаться по палаткам. Как потом рассказывала Ольга, она долга не могла уснуть из-за «шуршуньчиков», которые шарились вокруг палатки. Я же на своих нарушителей тишины просто забил, и от усталости быстро провалился в глубокий сон.

День 2.

Утро для нас началось с шумного дождя, долбящего по палатке. Заготовленная на утро фраза была несколько изменена и прозвучала примерно так: «Ебаааать, что за погода…». На улице все было окутано плотной завесой туч и тумана, лил сильный дождь. Вылазить наружу совсем не хотелось и с пониманием того, что у нас сегодня приличный запас времени и осталась самая легкая часть пути, мы продолжили спать.

Для утра «дубль два» все-таки пригодилась заготовленная фраза, и первое, что мы видели, вылезая из палатки, это потрясающий вид, открывающийся перед нами. А об утреннем дожде нам напоминали только облака, стремящиеся от земли в небо.
Не обошлось и без традиционного фото всей командой на фоне этой красоты.

Пофотавшись и порезвившись на траве, мужчины принялись чинить велики, а девушки пошли готовить завтрак. В меню у нас планировалась каша, но готовить ее так и не стали, с учетом супа оставшегося с ужина. Все велики были подвергнуты принудительной смазке, а Сашка сделал себе отличный синглспид со скоростями 2-4.
Ко времени нашего выезда, тучи начали сгущаться и даже брызнул небольшой дождь, от которого мы укрылись в палатках, с припасенными кружками горячего чая.

После того как дождик стих, мы принялись собирать вещи и переодеваться в дорогу. Раздеваясь, Серега обнаружил у себя подмышкой присосавшегося клеща, который в срочном порядке был удален и помещен в баночку, для последующего анализа на энцефалит.
В момент нашего выезда небо снова угрожало нам очередным дождем.
С вершины перевала нам предстоял потрясающий спуск.
Сразу после спуска мы попали на грунтовую дорогу, которая после ночного дождя превратилась в откровенные «говны» налипающие абсолютно на все, да так, что без прочистки ехать было невозможно.
С регулярными прочистками колес, мы добрались до брода реки Элекмонар, в которой устроили большую помойку. Сразу после брода был лесоучасток Ингурек, представлявший собой кучи старых обрезков от досок и горы каких-то корней и коряг. Похоже, данное место было давно покинуто людьми. Грязь на дороге сменилась естественным гравием и дальше мы поехали своим ходом.
Через пару километров мы добрались до фермы Ингурек. Не знаю как раньше, но на сегодняшний день это маральник, раскинувшийся на соседних склонах гор. Из построек было несколько домов и какие-то сарайчики. А в центре этого населенного пункта были жуткие «говны» в прямом смысле этого слова, но это совсем не мешало гордо возвышаться российскому флагу на крыше главного дома.
Войдя на территорию, мы были встречены сворой собак, которые, как и полагается им, принялись нас облаивать. Эти собачки оказались не такие суровые, какими хотели казаться, и уже через пару минут они бойко скакали вокруг, виляя хвостами, всем своим видом выпрашивая у нас еду. На шум собак из дома вышли двое мужчин, которые, не выронив ни слова, проводили нас удивленными взглядами до конца населенного пункта. Закончилось наше знакомство с Ингуреком высоким железным забором, преградившим нам дорогу. На воротах висел замок. Мы даже не успели расстроиться, как со стороны домов к нам на лошади прискакал один из тех мужчин, и принялся открывать нам ворота. Оказалось, они вовсе не были закрыты на замок, а просто обмотаны цепью.
После этого препятствия, мы еще пару километров ехали вдоль забора маральника, справа и слева ограждающего соседние склоны. И о счастье, уже практические с окончанием забора, увидели целую стаю рогатых животных - маралов, мирно пасущихся за забором.

Несколько минут залипания с фотоаппаратами и биноклем и мы восхищенные красотой этих животных, поехали дальше. Дорога снова уводила нас к реке Элекмонар, и после очередного брода, изморенные, мы остановились на перекус.

Орехи и конфеты, выделенные на перекус, были приговорены быстро. Заморив червячка, мы условились ехать до поворота на Каракольские озера и там уже устроить привал на полноценный обед. Погода нам постоянно угрожала своими черными тучами, однако дождь не начинался. Хорошая дорога с естественным гравийным основанием постоянно вела нас в низ по реке. Оказалось, что перед перекусом брод был последним, и дальше пошли нормальные деревянные мосты.
Проезжая мимо одинокого деревянного домика, поставленного недавно и не плохо ухоженного, нас лаем встретила собака. Мы остановились, чтобы не возбуждать ее нрав еще сильнее, но сразу после этого ее агрессивный тон сменился на виляние хвостом. По ней было видно, что она не ела уже несколько недель. Неожиданно для нас появился ее друг по несчастью – черный кот, который, по всей видимости, тоже был изрядно голодным. Это сборище всем своим видом выпрашивало у нас хоть пару крошек еды. Оставить их так просто мы не могли и стали искать остатки еды которые можно было бы скормить. Первое что попалось, была оставшиеся пол булки хлеба и пару плавленых сырков. Наличие у нас хлеба кроме этого было под большим сомнением. На что Светка сказала, что поест и без хлеба, но не даст помирать с голода этим беднягам. Я ни когда не видел собаку которая так жадно ела бы хлеб, хватая и глотая его даже не жуя, как будто боясь что у нее его кто-то отберет. Котика мы покормили сырками, от чего он жадно урчал.
Калитка дома была подперта снаружи, что означало лишь одно, хозяина нет дома и похоже он очень давно не появлялся там, бросив на произвол своих питомцев. Скормив весь хлеб и сырки, мы поехали дальше, а песик еще долго провожал нас, грустными глазами взывая взять его с собой.
Проехав мимо брошенных домов, мы пересекли реку по мостику и, остановившись за ним подождать отставших, решили здесь устроить привал на обед. Полянка была подходящая, да и вода рядом. Выкладываю еду для обеда, мы обнаружили целую булку хлеба. Что в очередной раз подтвердило верность нашего поступка по спасению голодающих животных. На обед у нас было предусмотрено приготовление каши с тушенкой, и пока Серега настраивал горелку, мы перекусили консервой с хлебом.
Дождик постоянно пугал нас неожиданно начинаясь и также неожиданно заканчиваясь. И после пары таких попыток зарядил основательно, что вынудило нас переместиться под дерево кедра, раскинувшего свои ветви у воды.

Поев каши и обогревшись у костра, мы стали собираться в дорогу, которая неминуемо должна была привести нас в Элекмонар. Дождь похоже зарядил основательно и не собирался прекращаться, но нам уже было абсолютно все равно на грязь и лужи по которым мы сходу пролетали.
Дорога вдоль реки Элекмонар, через несколько километров после обеденной стоянки, примкнула к уже знакомой дороге на Каракольские озера, по которой в этом году похоже еще мало кто ездил.
Мои прошлогодние воспоминания об этой дороге было освежены традиционными глубокими лужами, которые раскидывались от края до края дороги.

А одна лужа вовсе напоминала озеро. Переправа через которую была чуть ли не вплавь.

Был и размытый мостик, через который пришлось на руках перетаскивать велосипеды и вещи. Именно это и объясняло, почему по дороге так мало ездило машин. Удивляло, как здесь проехали люди на джипе, которые нам встретились днем ранее. Ведь брод рядом с мостиком был как минимум по пояс с очень быстрым течением.
Последние километры до Элекмонара не отличались ни чем особенным, в голове было только невероятное желание поскорее добраться до цивилизации, помыться, обогреться, а еще желание выпить пива с шашлычком.

Постоянные лужи, грязь и извилистая дорога то и время переходила по мостикам с одного берега на другой. И казалось, что вот он, последний мостик через реку а дальше мы увидим домики Элекмонара, но за мостиком картина снова повторялась в виде луж и грязи. Наконец-то дорога сменилась на накатанную гравийку по которой мы добавили ходу и через несколько минут увидели первый оплот цивилизации - свалку, а сразу за ней первые домики Элекмонара.
Воодушевленные, мы на скорости пролетели через деревню и возле моста, по которому проходила дорога на Чемал мы закончили наше велопутешествие. Оставалось только отмыться, переодеться в сухую и чистую одежду и дождаться нашего транспорта. Единственным местом для этого по близости была беседка, на территории элекмонарской школы.
Пройдя через дождь, лужи, говны и холод уже в конечной точке, как издевка, тучи рассеялись, и выглянуло солнышко. И с одной стороны было обидно, что это не произошло раньше, когда мы мокрые ехали по лужам, но с другой стороны с этим солнышком, на душе стало тепло и светло оттого, что все закончилось и мы сделали это. Это было как бы нашей наградой, за те испытания, которые мы прошли во второй день. Еще одной наградой для нас было пиво с шашлыком, о котором мы так мечтали, даже не смотря на то, что шашлык был слишком острый, а пиво теплое.
Дорога домой выдалась комфортной. Правда нам два раза выписали штраф сотрудники ДПС, и вовсе не за то, что мы ехали лежа, а за неработающие габариты и отсутствие у нашего водителя нужной категории для машины с прицепом. Правда один сотрудник ДПС оказался настоящим кадром и запросил у водителя паспорта на велосипеды, с обоснованием того, что он мог их украсть. Но, обнаружив, что у прицепа не работают габариты, он эту тему быстро забыл.
Город нас встретил не приветливым дождем, но после пройденных испытаний нам уже было все равно на эти невзгоды… Мы ехали по улицам не выспавшиеся, грязные и мокрые, и при этом очень счастливы от того, что мы замечательно провели время в отличной кампании и все испытали на себе!



  • 1

Бумбараш

(Anonymous)
Как буд-то побывал на Алтае ещё раз!
Спасибо :)

Uran

(Anonymous)
Про припасенные слова очень понравилось. В этом году обязательно съезжу.

Отличный отчет и суперские фото :)

ЭЭЭЭЭ
Ну кагбэ спасибо за наводку.
Пафтарили:)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account